Здоровьесберегающие технологии в гимназии
Современная школа готовит детей к жизни, а значит должна обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружить его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитать у него культуру здоровья. В связи с этим возникает проблема разработки и проведения мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Мы, педагоги, должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. На здоровье школьника влияют две группы факторов: не поддающиеся нашему управлению (экология, традиции ЗОЖ в гимназии, в семье, качественная и своевременная медицинская помощь и т.д.) и управляемые факторы (организация оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на восстановление физического, психического и социального здоровья детей).
Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Он не только учиться. Но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношении к кому-либо или к чему-либо, взрослеет.
Быть здоровым – это естественнее желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь им осознать. Что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремиться к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.
В своём выступлении я хочу остановиться на здоровьесберегающих технологиях, используемых в гимназии. Под здоровьесберегающими технологиями мы понимаем мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников.
Первое направление
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Именно от урока в наибольшей степени зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим.
Цель таких уроков: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?
1. С целью предупреждения утомления и усталости обучающихся применяются дидактические игры, включаются в урок физкультминутки, вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников, включаются школьники в групповую и парную работу, используется эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течении урока от 4 до 7; планируется смена вида занятий через 7-10 мин; выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувственное восприятие.
2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.
3. С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в своём поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими; с целью создания ситуации успеха на уроке школьникам разрешается пользоваться опорным конспектом, составленном в тетради; доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление межпредметных связей.
4. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии с нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учётом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете, освещение классной доски, использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.
5. Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.
Проводятся беседы по профилактике инфекционных заболеваний, табакокурения, алкоголизма, наркомании.
Один из главных факторов, определяющих здоровье учащихся – питание. Только рациональное питание является обязательным условием нормального роста детей и подростков, их гармоничного физического и нервно-психического развития, поддерживает высокий уровень здоровья, придает организму устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, способствует их эффективному обучению.
Питается в гимназии 700 детей.
Второе направление
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определённых ценностных установок в плане нравственного отношения к окружающей среде. Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности, и во внеклассной работе по предмету.
В гимназии используются различные формы экологической работы:
- озеленение школьных рекреаций, учебных кабинетов;
- практическая помощь природе – акции «Покормим птиц зимой» (изготовление и вывешивание кормушек, скворечников), «Чистый двор» проведение субботников; посадка цветов, деревьев);
- благоустройство школьной территории
На пришкольном участке каждую весну старшеклассники делают клумбы, высаживают однолетние и многолетние цветы.
Целью экологического образования в гимназии является формирование ответственного отношения к окружающей среде, осознание причастности человека к ухудшению состояния природы, а значит, и воспитание активной деятельности по изучению охране природы, начиная с родного края.
Третье направление
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы. Выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. Данные технологии реализуются как на уроках физкультуры, так и в работе спортивных секций, внеурочной физкультурно-массовой оздоровительной деятельности, которая является логическим и необходимым продолжением урочного процесса.
В спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях педагоги гимназии стараются задействовать как можно больше детей. Участие в соревнованиях школьного и муниципального уровней во многом способствует привлечению школьников к секционным занятиям.
На сегодняшний день в гимназии работают спортивные секции: ОФП, волейбол, борьба, шахматы.
Учащимся в гимназии очень нравятся конкурсы «Весёлые старты», «Кросс нации», спортивные праздники «Лыжня России», где занимают призовые места.
В дни осенних, зимних и весенних каникул в гимназии проводятся спортивные соревнования по легкой атлетике, баскетболу, волейболу;
Физическое воспитание во внеурочное время тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием школьника и активно содействует всестороннему развитию детей, к чему стремятся и над чем работают учителя и родители:
- повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
- формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни.
Четвёртое направление
ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности проводится в нашей школе: лекции, классные часы, праздники, игры, викторины, беседы, тренировочные эвакуации, которые проводят классные руководители, специалисты гражданской обороны, пожарной части, инспектор ГИБДД. Они способствуют профилактике детского травматизма.
В школе разработана и реализуется программа по правилам дорожного движения для учащихся 1-11 классов.
Проводятся мероприятия по изучению повторению правил пожарной безопасности на уроках ОБЖ, в период месячника пожарной безопасности. Это классные часы по соблюдению правил пожарной безопасности в образовательном учреждении, в быту, беседы о правилах пожарной безопасности, конкурсы кроссвордов по ПБ, выставки газет с подборкой статей о причинах пожаров и их последствиях, оформление уголка по ПБ, просмотр видеофильмов по противопожарной тематике, посещение пожарной части, организация выставки книг, знакомство с газетными, журнальными публикациями о крупных пожарах и их последствиях. В гимназии также проходят мероприятия по безопасности на воде, на льду, на водоёмах во время половодья, с целью сохранения жизни детей. Это инструктажи «Правила охраны жизни людей на воде», «Меры безопасности на льду», конкурс рисунков «Осторожно: тонкий лёд», практические занятия «Оказание помощи провалившемуся под лёд», книжная выставка «Будь внимателен на воде» и т.д.
Все проводимые в гимназии санитарно-гигиенические, просветительные, профилактические воспитательные мероприятия направлены на формирование культуры здоровья учащихся, на мотивацию их к ведению здорового образа жизни.
Успешность реализации задач по созданию здоровьесберегающей среды в гимназии и формированию у учащихся здорового жизненного стиля достигается благодаря совместной работе медиков, педагогов, специалистов учреждений муниципального образования.
Воспитание и пропаганда здорового образа жизни позволяет создавать и внедрять полноценный комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников.
Комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность школы направлена на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, что даёт возможность детям и родителям получать знания в доступной форме.
Мероприятия по здоровьесбережению, проводимые в нашей гимназии систематически и целенаправленно являются важным условием успешной работы по охране и укреплению здоровья детей.