МБОУ "Гимназия №25"
г. Курск
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Гимназия №25» города Курска рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

    Задачи обучения учащихся с ОВЗ:

    - обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
    - организация качественной коррекционно - реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
    - сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
    - создание благоприятного психолого - педагогического климата для реализации индивидуальных способностей  учащихся с ОВЗ;
    - расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ;
    - совершенствование системы кадрового обеспечения.
     
    В образовательной организации  МБОУ  «Гимназия №25» города Курска созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями    здоровья и детьми - инвалидами:
    - по медицинским и социально - педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется  индивидуальное обучение на дому;
    - вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья  регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
    - в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития   в  школе  работает   педагог - психолог, логопед - дефектолог  и медицинский работник;
    - для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно - просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
    создан  кабинет по Программе «Доступная среда»;
    вход в школу оборудован пандусом;
    - в соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта РФ «Образование» и регионального проекта по организации дистанционного обучения детей - инвалидов, а так же для эффективного включения детей - инвалидов в процесс дистанционного обучения 6 учителей прошли курсы по подготовке педагогов - тьюторов.

    К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. 

    Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья установлены частью III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее - Порядок), а также непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

    В настоящее время в гимназии реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей - инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни. Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров - дети с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей.

    В нашей гимназии уже смонтированы широкие входные двери, санитарно - гигиенические помещения, на входе в школу сделан пандус, расширены дверные проёмы в школьную столовую, спортивный и актовый залы школы и установлены новые двери. На первом этаже оборудована сенсорная комната по последнему слову техники.

    Сенсорная комната - это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха и вестибулярные рецепторы. Это - профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников и выпускников. Она создаёт ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

    В «Кабинете здоровья» собрано все необходимое оборудование для формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положений в пространстве, здесь также имеются сухой бассейн, развивающие игры для развития тактильных ощущений, педальные тренажеры для развития координации, дидактические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    В кабинете психолога имеется необходимое оборудование для психомоторной коррекции и коррекционной гимнастики, парты для детей с ограниченными возможностями здоровья и специальные компьютеры для слабовидящих.

    В дальнейших планах гимназии - повышение квалификации по данному вопросу учителями - предметниками и дальнейшее преобразование некоторых зон школы для безбарьерного доступа для детей - инвалидов.

    Для детей с ограниченными возможностями здоровья в гимназии есть кабинет, укомплектованный учебным и коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения для проведения практических занятий.

    Учебный кабинет оборудован индивидуальными партами, в том числе для детей с ОВЗ, проектором, интерактивной доской.
    Кабинет разделен на две зоны – учебную и сенсорную.

    Обратиться в образовательную организацию с вопросом по доступной среде

    Свяжитесь с нами через форму обратной связи

    Фамилия и имя
    E-mail
    Сообщение
    Дата отправки (*): -- : :

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Учреждение располагает достаточной материально-технической базой и возможностью качественного материального обеспечения учебно - воспитательного процесса: 45 учебных кабинетов, 3 компьютерных класса, 1 кабинет обслуживающего труда, 2 мастерских,  2 спортивных зала, столовая, имеется библиотека совмещенная с читальным залом.

    Современным оборудованием оснащены кабинеты  химии, биологии, информатики, обслуживающего труда. Обеспечен безлимитный доступ в сеть Интернет.

    Учебные кабинеты  в  недостаточной степени укомплектованы учебным и коррекционно - развивающим оборудованием, средствами обучения и воспитания, современной мебелью, наглядными пособиями, позволяющими осуществлять образовательный процесс для детей с ОВЗ. 

    Четырехэтажное  здание из сборного железобетона, перекрытия бетонные, обеспечен доступ в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (подъёмник, поручни, цветовая разметка). Кабинет для занятий детей с ОВЗ находится на I этаже, свободный проход до самого кабинета. Рядом с кабинетом расположен  оборудованный санузел.

    В гимназии есть кабинет, укомплектованный учебным и коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения для проведения практических занятий - каб. 39
    1. Учебный кабинет оборудован проектором,  интерактивнойые доской.
    2. Лабораторное оборудование позволяет работать, в том числе инвалидам  и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
    3. Ученические столы кабинета  оборудованы бортиками.

    Оборудование и приспособления в учебного кабинета не приспособлены для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг.

    1. LED – панель,

    2. воздушно-пузырьковая колонна,

    3. диагностический комплект «Семаго»,

    4. зеркальный шар,

    5. кварцевый песок,

    6. комплект зеркальных панелей,

    7. логопедический тренажер,

    8. музыкальный центр,

    9. мягкое основание «Стандарт»,

    10. мяч гимнастический,

    11. набор массажных мячиков,

    12. настенное панно «Бесконечность»,

    13. подвесной потолочный модуль,

    14. подвесной фибероптический модуль,

    15. подвеска для бассейна,

    16. прибор динамической заливки света,

    17. программно-аппаратный комплекс Сигвет,

    18. прожектор для зеркального шара,

    19. световой стол-парта,

    20. тактильная панель с музыкальными инструментами,

    21. увлажнитель воздуха,

    22. универсальный ковер-пазл,

    23. бассейн с шариками.

    Для реализации программы учебного предмета «Физическая культура» в школе имеются 2 спортивных зала (146 кв.м -289,6 кв.м), на территории оборудована универсальная  спортивная площадка и площадка для игровых видов спорта.

    Оснащенность спортивным инвентарем и оборудованием в полном объеме соответствует всем разделам учебной программы по предметной дисциплине "Физическая культура".

    Оборудование и проходы в спортивный зал не приспособлены для детей - инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и для детей - инвалидов по зрению ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг.

    В целях создания условий, гарантирующих охрану, укрепление здоровья обучающихся, организацию горячего питания Учреждение руководствуется  Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом Учреждения,СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», заключает договора на оказание услуг питания обучающихся с ООО «Перемена».

      Для учащихся гимназии организовано горячее питание в светлой, уютной, просторной столовой на 150 посадочных мест.

     Помещение столовой  не адаптировано для питания обучающихся с ОВЗ.

    Для охраны здоровья обучающихся медицинское обслуживание проходит по следующим направлениям:

    - функционирует лицензированный медицинский кабинет;     
    -мероприятия по профилактике заболеваний и  оздоровлению обучающихся: вакцинация обучающихся, медицинские осмотры, проведение диспансеризации обучающихся, гигиеническое обучение и воспитание обучающихся, индивидуальные и групповые беседы со школьниками о личной гигиене и прививках, гигиеническое образование педагогов и родителей.

    Библиотека - информационный центр для учащихся, в том числе и для детей - инвалидов и детей с ОВЗ. Именно здесь приобретаются навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников: как из книг, журналов, газет, так и из Интернета.

    Библиотека школы находится на 3-м этаже:

    - наличие места для работы в библиотеке (читальный зал);

    - наличие зоны читательских мест (15 мест);

    - количество мест, оборудованных компьютерами (3 места);

    Виды каталогов: 

    - систематический (печатный);

    - тематическая картотека периодических изданий (есть);

    - картотека  учебников (печатный вариант).

    Библиотечный фонд (количество экземпляров, в том числе учебников): 24895 экз. в том числе учебников - 15883 экземпляров.

    Наличие технических средств обучения, компьютеров, Интернет:

    - компьютер - 3; МФУ - 1;

    - подключение к локальной сети и сети интернет: нет

     Помещение библиотеки  не адаптировано для  обучающихся  с нарушением опорно - двигательного аппарата.

    В гимназии имеются 3 компьютерных класса, оборудованные металлической дверью, электропроводкой, не меловой доской. Для работы в компьютерном классе составлен график работы, где предусмотрен свободный доступ учащихся и педагогов. Доступ к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям для детей с ОВЗ предоставлен на общих условиях. Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ учреждение не имеет. 

    Основная часть фонда данных учебников - словари, справочники и энциклопедии, практические курсы и обучающие программы. Фонд электронных учебников используется учителями на уроках, при подготовке в ОГЭ, для проектной деятельности, организации предпрофильных курсов, проведения индивидуально - групповых занятий, факультативов и кружков и др.

    На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения и воспитания:

    - словесные;
    - визуальные;
    - аудиальные;
    - аудиовизуальные;
    - средства автоматизации процесса обучения.

    Визуальные (зрительные):

    - таблицы по  начальным классам;
    -картины по русскому языку, литературе;
    -портреты по всем учебным предметам;
    -натуральные объекты по биологии;
    - модели, муляжи по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;
    -лабораторное оборудование по физике, химии, биологии.Механические визуальные приборы: -микроскопы;Аудиальные (слуховые):
    - магнитофоны;
    - музыкальные центры.

    Аудиовизуальные (зрительно - слуховые):
    - звуковые фильмы;
    - телевизоры;
    - мультимедийные проекторы.

    Средства, автоматизирующие процесс обучения:
    - компьютеры;
    - мультимедийное оборудование;
    - интерактивные доски.

    Словесные:
    - учебники;
    - художественная литература;
    - словари;
    - научно - популярная литература и т.п.

    В настоящее время в гимназии реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни. Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей - инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров - дети с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей.

    Гимназия не имеет общежития, интерната для обучающихся с ОВЗ.

    Сенсорная комната

    Сенсорная зона оснащена специальным оборудованием:     

    1. Мягкими модулями;

    2. Воздушно-пузырьковой колонной с зеркалами; 

    3. Потолочным светящимся модулем «Галактика»; 

    4. Зеркальным шаром; 

    5. Песочной студией;

    7. Логопедическим тренажером «Дельфа»;

    8. Музыкальным центром; 

    9. Настенным панно «Бесконечность»; 

    10. Мячом гимнастическим;

    11. Набором массажных мячиков; 

    12. Сухим бассейном; 

    14. Подвесными фибероптическими модулями; 

    15. Прибором динамическим заливки света «Нирвана»;

    16. Тактильной панелью с музыкальными инструментами;

    17. Увлажнителем воздуха

    Сенсорная комната представляет собой помещение с идеальной обстановкой, где ребенок или взрослый человек полностью расслабляется, заряжается позитивной энергией для новых свершений и активной деятельности. Здесь можно получить совершенно новые представления об окружающем мире, ведь львиная доля информации (около 90%) воспринимается через глаза. Для этого в комнате используются всевозможные световые приборы, от местоположения и состава которых зависит и расположение иных важных элементов.

    Сенсорная комната дает человеку ощущение покоя, абсолютной безопасности, а это в свою очередь, позволяет установить доверительные и спокойные отношения между специалистом и ребенком.

    Разработаны были такие комнаты в 70-х годах прошлого столетия в Голландии, и широко использовались социальными работниками и реабилитологами.

    На данный момент занятия в сенсорной комнате успешно проводятся и в нашей стране, и используются они в качестве дополнительного инструмента терапии, который способен повысить эффективность основных процедур, направленных на улучшение как физического, так и психологического здоровья пациента (это может быть ребенок или взрослый человек).

    Занятия в сенсорной комнате могут проводить: логопеды,  педагоги и психологи.

    Задачи, которые ставят перед собой специалисты, зависят от основной патологии (заболевания) пациента и направлены на решение следующих проблем:

    снятие психоэмоционального и физического напряжения, достижения состояния душевного покоя и расслабленности;
    стимулирование сенсорных функций, которые ослаблены (это может быть и зрение, и осязание, и слух, и прочее);
    активация двигательных функций;
    развитие функций центральной нервной системы;
    снижение хронических болей;
    коррекция поведения ребенка;
    решение проблем общения ребенка с другими детьми и взрослыми;
    коррекция различных видов речевых нарушений;
    возможно проведение других лечебных и профилактических процедур.
    Занятия, которые проводятся в сенсорной комнате, могут быть групповыми и индивидуальными. Для детей младшего школьного возраста также проводятся игровые занятия.

    Используемые методики определяются специалистами, это могут быть: ароматерапия, цветотерапия, светотерапия, звукотерапия, арттерапия, песочная терапия,  а  также может использоваться и комбинация различных методик.

    Специалисты отмечают положительную динамику после проведения ряда занятий в сенсорной комнате. У детей заметно улучшается внимание, память, мышление, снижается ощущение тревоги и беспокойства, проявляется интерес к исследовательской деятельности и работе в группе, развивается двигательная функция, стимулируются все сенсорные процессы, формируется умение понимать и принимать собственное эмоциональное состояние и состояние других людей.

    Волшебный мир сенсорной комнаты

    Главной составляющей полноценного развития детей является сенсорное развитие.
    Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
    Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
    - является основой для интеллектуального развития;
    - развивает наблюдательность;
    - готовит к реальной жизни;
    - позитивно влияет на эстетическое чувство;
    - является основой для развития воображения;
    - развивает внимание;
    - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
    - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
    - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
    - влияет на расширение словарного запаса ребенка;
    - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

    Проблема здоровья ученика и учителя давно беспокоит все структуры власти. Ведь современный ребёнок, подросток, взрослый ежеминутно получают множество внешних стимулов. Иногда они завораживают, а иногда пугают.

    Частично способствовать решению указанных выше проблем в условиях нашей гимназии позволяет проведение коррекционно-развивающих занятий в условиях специально-оборудованной полифункциональной интерактивной среды. Это специально-оборудованное помещение, которое условно называют интерактивной средой сенсорной комнаты. Интерактивность - это способность получать информационные потоки из множества различных источников и реагировать на них, каким либо действенным (конкретным, но не всегда однообразным) способом.

    Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Мантессори. В её педагогической системе, основанной на сенсорном воспитании, среда в которой организуется работа с детьми, рассматривается как специально оборудованное помещение. Сама идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия средствами специально созданной среды родилась в Голландии в конце 70-х годов прошлого века, а затем была развита в Великобритании.

    Среда тёмной сенсорной комнаты – это специальное помещение, технические характеристики которого отвечают требованиям, предъявляемым к использованию различных электроустановок. Одно из главных условий тёмной сенсорной комнаты является создание затемнения, достаточного для того, чтобы наблюдать световые эффекты. Все предметы, которые находятся в этой комнате, являются абсолютно безопасными при передвижении в полумраке и соответствуют мировым стандартам (по цвету, форме, качеству).

    Назначения тёмной сенсорной комнаты:

    - решение задач познавательного развития, обогащение представления детей, подростков, взрослых об окружающем предметном и природном мире;

    - самопознание.

    Среда тёмной сенсорной комнаты позволяет создать эмоциональную обстановку положительной модальности, вызывает приятные, эстетически значимые ощущения, помогает преодолеть тревожные переживания, страхи, достичь состояния эмоционального комфорта.Для духовного развитияребенка важно научить его чувствовать.

    В сенсорной комнате занятия проводятся под руководством специалиста, но помимо этого интерактивная среда может с успехом использоваться и для саморелаксации.

    Специально подобранное оборудование тёмной сенсорной комнаты, позволяет создать ни с чем не сравнимую по гармонии картину мира, того уголка, которое даёт удивительные ощущения. Тёмная сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой всё манит, переливается, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает.

    Вы готовы к путешествию в волшебную страну? Тогда мы приглашаем Вас туда!

    Сенсорная комната

    Меры поддержки

    Мера поддержки 1.
    Мера поддержки 1
    Питание Соцподдержка ОВЗ
    Разместите описание мер поддержки. Примерно от 50 до 100 символов.
    Мера поддержки 2.
    Мера поддержки 2
    Стипендия ОВЗ
    Разместите описание мер поддержки. Примерно от 50 до 100 символов.
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie