Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Гимназия №25» города Курска рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи обучения учащихся с ОВЗ:
- обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
- организация качественной коррекционно - реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого - педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
- расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ;
- совершенствование системы кадрового обеспечения.
В образовательной организации МБОУ «Гимназия №25» города Курска созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами:
- по медицинским и социально - педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
- вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
- в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог - психолог, логопед - дефектолог и медицинский работник;
- для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно - просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
создан кабинет по Программе «Доступная среда»;
вход в школу оборудован пандусом;
- в соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта РФ «Образование» и регионального проекта по организации дистанционного обучения детей - инвалидов, а так же для эффективного включения детей - инвалидов в процесс дистанционного обучения 6 учителей прошли курсы по подготовке педагогов - тьюторов.
К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья установлены частью III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее - Порядок), а также непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В настоящее время в гимназии реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей - инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни. Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров - дети с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей.
В нашей гимназии уже смонтированы широкие входные двери, санитарно - гигиенические помещения, на входе в школу сделан пандус, расширены дверные проёмы в школьную столовую, спортивный и актовый залы школы и установлены новые двери. На первом этаже оборудована сенсорная комната по последнему слову техники.
Сенсорная комната - это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха и вестибулярные рецепторы. Это - профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников и выпускников. Она создаёт ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.
В «Кабинете здоровья» собрано все необходимое оборудование для формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положений в пространстве, здесь также имеются сухой бассейн, развивающие игры для развития тактильных ощущений, педальные тренажеры для развития координации, дидактические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В кабинете психолога имеется необходимое оборудование для психомоторной коррекции и коррекционной гимнастики, парты для детей с ограниченными возможностями здоровья и специальные компьютеры для слабовидящих.
В дальнейших планах гимназии - повышение квалификации по данному вопросу учителями - предметниками и дальнейшее преобразование некоторых зон школы для безбарьерного доступа для детей - инвалидов.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья в гимназии есть кабинет, укомплектованный учебным и коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения для проведения практических занятий.
Учебный кабинет оборудован индивидуальными партами, в том числе для детей с ОВЗ, проектором, интерактивной доской.
Кабинет разделен на две зоны – учебную и сенсорную.