МБОУ "Гимназия №25"
г. Курск
  • Наставничество

                                            

    В 2021 - 2022 учебном году в гимназии внедряется Целевая модель наставничества. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации лидерского потенциала, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри образовательной организации, формирование устойчивого школьного сообщества и сообщества благодарных выпускников.

    Что такое наставничество?

    Наставничество – это федеральный   проект,  в котором  подросток может получить поддержку старшего товарища – наставника, который  уже имеет определенный опыт и помогает  планомерно достигать поставленные цели и формулировать мечты.  

    Наставничество рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы обучения, поскольку это происходит  через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

                                                                          

    Это всегда работа “в обе стороны”, взаимное обогащение опытом. И наставники, и наставляемые получают возможность открыть новые идеи, получить объективную обратную связь, а также усовершенствовать свои коммуникативные навыки и нетворк.

    Кто участвует в проекте?

    Участие в проекте предполагает три главных роли: наставник, наставляемый и куратор.

    Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.  В  качестве наставников проекта гимназии  отбираются учащиеся 9-11 классов, которые:

    Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.  

    Наставляемыми могут стать ученики 5 - 9 классов, которые:

    - достижения, как в учебной деятельности, так и личного характера;

    - имеют свою историю успеха и хотели бы поделиться опытом;

    - готовы развиваться, учиться, узнавать новое и делать мир лучше;

    - имеют позитивный взгляд на вещь.

    А так же наставничество будет полезно тем, кто:

    - Нуждается  в совете
    - Уже имеет хорошие достижения  и хочет  узнать больше о новой для себя области
    - Ищет способ практически реализовать свои знания
    - Пытается самостоятельно  понять свои склонности и способности

    Куратор – педагог гимназии,  отвечает за организацию программы наставничества, проводит обучение наставников, организует взаимодействие между наставником и наставляемым.

    Как это работает?

    Наставничество осуществляется по циклам, продолжительность одного цикла составляет один учебный год и имеет несколько  этапов: отбор наставников и наставляемых,  обучение наставников,  формирование наставнических пар,  работа наставников с наставляемыми, рефлексия и подведение итогов.

    2021/2022 учебный год является первой фазой запуска проекта в гимназии.  В качестве наставников будут отбираться обучающиеся 9 - 11 классов. После прохождения обучения (тренинговые встречи  под руководством куратора проекта), каждый из старшеклассников, участвующий в программе, получит пошаговые инструкции для  взаимодействия с наставляемыми. Кроме  того,   ему будет предоставлен наставник из числа педагогов гимназии, который будет оказывать ему помощь и поддержку.

    Наставники  получат  в пару наставляемых ребят из числа учеников 5 - 9 классов, которые нуждаются в дополнительной поддержке, и в рамках периодических встреч поделятся своим опытом  и механизмами  решения поставленных задач.

    Что дает участие в проекте?

    Как наставники, так и наставляемые получает целый ряд  преимуществ:

    Во - первых,  это доступ к   практикам развития навыков, важных не только в рамках обучения  в школе, но и в дальнейшей жизни:

    Во - вторых, это новый формат взаимодействия с товарищами внутри гимназии, приобщение к всероссийскому сообществу мотивированной активной молодежи, пополнение портфолио, доступ  к участию в выездных  лидерских программах  на уровне региона и страны.

    В – третьих,  это новый взгляд на свои сильные стороны,  поддержка и помощь в существующих вопросах,  толчок для  самореализации, достижения своих  целей и желаний.  Участие в проекте  помогает: научиться смотреть на проблемы под разным углом, находить нестандартные способы решения задач, развивать способности к импровизации  и нестандартному мышлению, укрепить свою индивидуальность и уверенность в себе.

    Критерии  оценки  всех субъектов наставнической деятельности

    1. В части оценки наставнической программы в МБОУ "Гимназия №25" критериями являются:

    - соответствие условий организации наставнической деятельности требованиям модели и программ, по которым она осуществляется;

    - оценка соответствия организации наставнической деятельности принципам, заложенным в модели и программах;

    - соответствие наставнической деятельности современным подходам и технологиям;

    - наличие соответствующего психологического климата в гимназии;

    - логичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия;

    - положительная динамика в поступлении запросов участников на продолжение работы.

    2. В части определения эффективности всех участников наставнической деятельности в МБОУ "Гимназия №25":

    - степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности;

    - уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия в наставнической деятельности;

    - заинтересованность и включенность родителей или лиц их замещающих;

    - уровень удовлетворенности родителей или лиц их замещающих наставнической деятельностью и успехами их ребенка.

    3. Относительно изменений в личности наставляемого-участника программы наставничества в МБОУ "Гимназия №25" критериями динамики развития наставляемых  выступают:

    - улучшение и позитивная динамика образовательных результатов, изменение ценностных ориентаций участников в сторону социально-значимых;

    - нормализация уровня тревожности; оптимизация процессов общения, снижение уровня агрессивности;

    - повышение уровня самооценки наставляемого;

    - повышение уровня позитивного отношения к учебе;

    - активность и заинтересованность наставляемых в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;

    - повышение уровня осведомленности о различных профессиях, выбор направления профессиональной деятельности;

    - степень применения наставляемыми полученных от наставника знаний, умений и опыта в повседневной жизни, активная гражданская позиция.

    Гимназия - Региональная опорная площадка наставничества

    МБОУ «Гимназия №25» города Курска является региональной опорной площадкой наставничества и реализует инновационный проект «МЕТРО Наставники» - практики наставничества методического сопровождения молодых специалистов и вновь прибывших педагогов»  (в рамках формы учитель - учитель).

    Программа развития гимназии на 2022 - 2025 г.г. ориентирована на формирование в рамках реализации национального проекта «Образование» и федерального проекта «Современная школа» новых сетевых сообществ в педагогической среде, на системную работу по проблеме профессионального самосовершенствования молодых и начинающих педагогов, развития института наставничества, создания механизмов многовекторной методической помощи учителям независимо от их опыта.

    В гимназии многолетний опыт работы Школы молодого учителя, но активность и мотивация педагогов недостаточны и помощь опытных учителей Школы молодого учителя не эффективна из-за отсутствия комплексности, последовательности методического сопровождения учителей и наличия вариативности адресной помощи.

    В связи с этим возникла необходимость создания в образовательной организации условий для профессионального роста молодых специалистов и вновь прибывших педагогов, способствующих снижению проблем их адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность на основе вариативности и адресности непрерывного повышения квалификации.

    Новизна проекта проссматривается в объединении представителей разных групп педагогических работников образовательной организации: молодые педагоги, наставники, опытные учителя - предметники, классные руководители, вновь прибывшие педагоги в совместной деятельности по реализации разработанных в ОО практик наставничества.

    Система наставничества в МБОУ «Гимназия №25» г. Курска действует с 1995 года. Она функционировала как Школа молодого учителя.

    В 2022 - 2023 учебном году в гимназии создано методическое объединение наставников. Это – модель педагогического сообщества гимназии, которая отражает все сферы деятельности учителя.

    В гимназии реализуется один Проект внедрения целевой модели наставничества «ПРО НАС» (ПРОект НАСтавничества»), который включает в себя формы работы с учителями «Про Нас педагогов» и учениками «Про Нас гимназистов».

                                    

    Поскольку основной состав участников нашего проекта – молодые учителя, вновь прибывшие учителя, наставники, классные руководители и педагоги - предметники, мы постарались составить схему взаимодействия всех участников, используя результаты опросов по выявлению профессиональных дефицитов и учитывая профессиональные запросы наших педагогов. Получилась схема МЕТРО - МЕТодическая Работа Объединения Наставники. Это способствует решению ведущих стратегических задач поддержки педагогических кадров.

               

    Инновационный проект региональной опроной площадки наставничаства 2023 - 2025 гг. - скачать

    Методическое объединение наставников

    Методическое объединение/совет наставников образовательной организации - общественный профессиональный орган, объединяющий на добровольной основе педагогов - наставников образовательной организации в целях осуществления оперативного руководства методической (научно-методической) деятельностью по реализации персонализированных программ наставничества. Руководитель совета наставников может входить в созданные общественные советы наставников.

    Цель деятельности МО наставников: осуществление текущего руководства реализацией персонализированных программ наставничества.

    Задачи деятельности МО наставников:

    - принимать участие в разработке локальных актов и иных документов образовательной организации в сфере наставничества педагогических работников (совместно с первичной или территориальной профсоюзной организацией);

    - принимать участие в разработке и апробации персонализированных программ наставничества педагогических работников;

    - помогать подбирать и закреплять пары (группы) наставников и наставляемых по определенным вопросам (предметное содержание, методика обучения и преподавания, воспитательная деятельность, организация урочной и внеурочной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение наставляемых и наставников, работа с родителями, связь с системой дополнительного образования и т.п.);

    - анализировать результаты диагностики профессиональных затруднений и вносить соответствующие корректировки в персонализированные программы наставничества;

    - осуществлять подготовку участников персонализированных программ наставничества к конкурсам профессионального мастерства, форумам, научно-практическим конференциям, фестивалям и т.д.;

    - осуществлять организационно-педагогическое, учебно-методическое, материально-техническое, инфраструктурное/логистическое обеспечение реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников в образовательной организации;

    - участвовать в мониторинговых и оценочных процедурах хода реализации персонализированных программ наставничества;

    - являться переговорной площадкой, осуществлять консультационные, согласовательные и арбитражные функции;

    - участвовать в разработке системы поощрения (материального и нематериального стимулирования) наставников и наставляемых;

    - участвовать в формировании банка лучших практик наставничества педагогических работников.

    Руководитель методического объединения  - Новикова Елена Ивановна, учитель физики высшей квалификационной категории. Стаж работы - 28 лет.

    Категории сотрудников, которые могут нуждаться в помощи:

                                                          

    Состав методического объединения наставников  - смотреть

                                             

    В  2022-2023 учебном году методическое объединение наставников решило акцентировать внимание следующих вопросах:

                                                       

    План работы методического объединения наставников на 2022 - 2023 учебный год - скачать

    Нормативно - правовая база

    Федеральный уровень

    Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (утв. распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № Р-174) - скачать

    Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации 31 декабря 2019 г. № 3273-р (В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 2580-р, от 20.08.2021 № 2283-р) - скачать

    Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по созданию и обеспечению функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров от 06 июля 2021 г. № 2163 - скачать

    Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися" - скачать

    Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися - скачать

    Региональный уровень

    Постановление Губернатора Курской области от 08.12.2020 г. №385-пг "О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися" - скачать

    Приказ комитета образования Курской области от 07.06.2021 г №1-652 "О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися" - скачать

    Муниципальный уровень

    Приказ комитета образования города Курска от 25.06.2021 №275 «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися" - скачать

    Локальные акты гимназии

    Приказ МБОУ "Гимназия №25" г. Курска от 01.09.2021 г №214 «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества в гимназии» - скачать

    Приказ МБОУ "Гимназия №25" г. Курска от 30.08.2022 г №222/1 «О назначении ответственных лиц (кураторов) за внедрение целевой модели наставничества» - скачать

    Положение "О наставничестве в МБОУ "Гимназия №25" города Курска"- скачать

    Дорожная карта внедрения целевой модели наставничества в МБОУ "Гимназия №25" города Курска на 2022-2023 учебный год - скачать

    Медиаплан на 2021 - 2022 учебный год - скачать

    Положение о программе наставничства МБОУ "Гимназия №25" г. Курска по форме "ученик - ученик" - скачать

    Положение о программе наставничства МБОУ "Гимназия №25" г. Курска по форме "учитель - учитель" - скачать

    Положение о программе наставничства МБОУ "Гимназия №25" г. Курска по форме "ученик - студент" - скачать

    Положение о программе наставничства МБОУ "Гимназия №25" г. Курска по форме "ученик - учитель" - .pdf

    Программа наставничества МБОУ "Гимназия №25" г. Курска  на 2022 - 2023 учебный год - скачать

    Приказ МБОУ "Гимназия №25" г. Курска от 30.08.2022 г. №221/1 "О назначении наставников и формировании наставнических пар на 2022 - 2023 учебный год" - скачать

    Согласия - соглашение на участие в проекте Наставничество для наставников и наставляемых - скачать

    Дополнительные методические материалы

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР НАСТАВНИЧЕСТВА МЕНТОРИ -  оказывает многопрофильную поддержку организациям, внедряющим и использующим методологию наставничества для достижения лучших образовательных, социально-культурных и предпринимательских результатов.

    ЗАПИСИ ПРЯМЫХ ТРАНСЛЯЦИЙ СЕМИНАРА ресурсного центра наставничества МЕНТОРИ

    Презентация методологии наставничества в контексте Национального проекта "Образование" - запись вебинара и презентация

    Наставничество и менторинг в современных условиях управления образовательной организацией. Часть 1- перейти

    Наставничество в школе. Что? Зачем? Как? Часть 2 - перейти

    Трансляция совещания - смотреть

    Запись интернет - конференции от 25.12.2020 года «Наставничество как инструмент достижения приоритетных задач в сфере образования через реализацию непрерывных форматов» - смотреть

    Как попасть в проект Наставничество?

    Анкета для потенциальных наставников (9-11 класс и ученики 8 классов, кто хочет попробовать себя в этой роли) - перейти

    Анкета для потенциальных наставляемых (ученики 4-8 классов, кто хотел бы получить адресную поддержку) - перейти

    Согласия - соглашение на участие в проекте Наставничество для наставников и наставляемых - скачать

    Информация об организации системы наставничества в МБОУ "Гимназия №25"

    В гимназии реализуется Проект наставничества «ПРО НАС» (ПРОект НАСтавничества»), который включает в себя формы работы с  учителями  и обучающимися.

                                                 

                                                 

    На 01.10.2023 года в МБОУ "Гимназия №25" г. Курска:
    - наставляемых: 187 чел., из них 164 чел. (обучающиеся 4 - 11 классов), 9 чел. – учителей - молодых специалистов  и 15 чел. специалисты со стажем
    - наставников: 87 чел., из них 64 чел. (обучающиеся 4 - 11 классов), 18 чел. – из числа учителей, 5 чел. - наставники - студенты Вузов.
    МБОУ "Гимназия №25" г. Курска реализует модель наставничества по 4 формам наставнических пар: «ученик - ученик», «учитель - учитель», «студент - ученик» и "учитель - работодатель" в соответствии с Положением о системе/программе наставничества.
    Информационная поддержка системы наставничества в МБОУ "Гимназия №25" осуществляется через размещение информации на официальном сайте гимназии, госвеб и в группе в социальной сети «Вконтакте» в соответствии с разработанным медиапланом.

    Информация о кураторе внедрения целевой модели наставничества в МБОУ "Гимназия №25" г. Курска

    ФИО куратора: Жиленкова Наталья Николаевна, заместитель директора по УВР.

    Телефон: 8 (4712) 50 - 62 - 42, e-mail: n74.08-1@mail.ru

    Структура наставнических пар

                                                        

    Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. В числе самых распространенных форм наставничества, включающих множественные вариации в зависимости от условий реализации программы, выделяются пять:
    ● «ученик – ученик»
    ● «учитель – учитель»
    ● «студент – ученик»
    ● «работодатель – ученик»
    ● «работодатель – студент»

    Форма наставничества «ученик – ученик»

    Предполагает взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации. Вариацией данной формы является форма наставничества «студент – студент».

    Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными / социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения (включая адаптацию детей с ОВЗ). Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации лидерского потенциала, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри образовательной организации, формирование устойчивого школьного сообщества и сообщества благодарных выпускников.

    Возможные варианты программы

    Вариации ролевых моделей внутри формы «ученик – ученик» («студент – студент») могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника. Учитывая опыт образовательных организаций, основными вариантами могут быть:

    ● взаимодействие «успевающий – неуспевающий», классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;

    ● взаимодействие «лидер – пассивный», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;

    ● взаимодействие «равный – равному», в течение которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.

    Форма наставничества «учитель – учитель»

    Предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом-педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.

    Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности; развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса; ориентировать начинающего учителя на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности; прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации; ускорить процесс профессионального становления учителя; сформировать школьное сообщество (как часть учительского).

    Возможные варианты программы

    Вариации ролевых моделей внутри формы «учитель – учитель» могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов наставника. Учитывая опыт образовательных организаций, основными вариантами могут быть:

    ● взаимодействие «опытный учитель – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;

    ● взаимодействие «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы», конкретная психоэмоциональная поддержка («не могу найти общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив;

    ● взаимодействие «педагог-новатор – консервативный педагог», в рамках которого, возможно, более молодой учитель помогает опытному представителю «старой школы» овладеть современными программами и цифровыми навыками и технологиями;

    ● взаимодействие «опытный предметник – неопытный предметник», в рамках которого опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.д).

    Форма наставничества «студент – ученик»

    Форма предполагает взаимодействие обучающихся общеобразовательного и среднего профессионального учреждений, при которой студент оказывает весомое влияние на наставляемого, помогает ему с профессиональным и личностным самоопределением и способствует ценностному и личностному наполнению, а также коррекции образовательной траектории. Переход от среднего к старшему подростковому возрасту также отмечен изменением отношения ребенка ко взрослым, резким снижением успеваемости и потерей интереса к учебе, неприятием общепринятых социальных норм и правил. Наставничество обучающихся общеобразовательных организаций студентами позволит снизить негативные проявления подросткового кризиса и помочь проявить свои способности, а также определиться с выбором дальнейшей траектории обучения.

    Целью такой формы наставничества является успешное формирование у школьника представлений о следующей ступени образования, улучшение образовательных результатов, метакомпетенций и мотивации, а также появление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в определении личных образовательных перспектив, осознании своего образовательного и личностного потенциала; осознанный выбор дальнейших траекторий обучения; развитие гибких навыков: коммуникация, целеполагание, планирование, организация; укрепление связи между региональными образовательными организациями и повышение процента успешно перешедших на новый уровень образования, формирование устойчивого студенческого и школьного сообществ.

    Возможные варианты программы

    Вариации ролевых моделей внутри формы «студент – ученик» могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов наставника. Учитывая текущий опыт образовательных организаций, основными вариантами могут быть:

    ● взаимодействие «успевающий – неуспевающий», классический вариант поддержки для улучшения образовательных результатов и приобретения навыков самоорганизации и самодисциплины;

    ● взаимодействие «лидер – равнодушный», психоэмоциональная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, мотивация на саморазвитие, образование и осознанный выбор траектории, включение в школьное сообщество;

    ● взаимодействие «равный – другому», в рамках которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, активная внеурочная деятельность;

    ● взаимодействие «куратор – автор проекта», совместная работа над проектом (творческим, образовательным, предпринимательским), при которой наставник выполняет роль куратора и тьютора, а наставляемый – на конкретном примере учится реализовывать свой потенциал, улучшая и совершенствуя навыки.

    Форма наставничества «работодатель – ученик»

    Предполагает взаимодействие обучающегося старших классов средней школы и представителя регионального предприятия/организации, при которой наставник активизирует профессиональный и личностный потенциал школьника, усиливает его мотивацию к учебе и самореализации. В процессе взаимодействия наставника с наставляемым в зависимости от мотивации самого наставляемого (личная, общепрофессиональная или конкретно профессиональная) может происходить прикладное знакомство с профессией.

    Целью такой формы наставничества является успешное формирование у учеников средней и старшей школы осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованной в развитии собственных талантов и навыков молодежи. Среди основных задач деятельности наставника-работодателя в отношении ученика: помощь в раскрытии и оценке своего личного и профессионального потенциала; повышение осознанности в вопросах выбора профессии, самоопределения, личностного развития, формирования ценностных и жизненных ориентиров; развитие лидерских, организационных, коммуникативных навыков и метакомпетенций; помощь в приобретении опыта и знакомство с повседневными задачами внутри профессии.

    Возможные варианты программы

    Вариации ролевых моделей внутри формы «работодатель – ученик» могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов наставника. Учитывая текущий опыт образовательных организаций, основными вариантами могут быть:

    ● взаимодействие «активный профессионал – равнодушный потребитель», мотивационная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, стимулирование идей саморазвития, осознанного выбора образовательной и карьерной траектории;

    ● взаимодействие «коллега – молодой коллега» – совместная работа по развитию творческого, предпринимательского или социального проекта, в процессе которой наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, которые могут оказать существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и куратора;

    ● взаимодействие «работодатель – будущий сотрудник» – профессиональная поддержка, направленная на развитие определенных навыков и компетенций, необходимых для будущего трудоустройства.

    База наставников гимназии в 2023 - 2024 учебном году

    На 01.10.2023 года в МБОУ "Гимназия №25" г. Курска - наставников: 87 чел., из них 64 чел. (обучающиеся 4-11 классов), 18 чел. – из числа учителей, 5 чел. - наставники - студенты Вузов города Курска.

    Методическое объединение "Наставники " в 2023 - 2024 учебном году - смотреть

    База наставников в 2023 - 2024 учебном году по форме "Ученик - ученик" - смотреть

    База наставников в 2023 - 2024 учебном году по форме "Учитель - учитель" - смотреть

    База наставников в 2023 - 2024 учебном году по форме "Студент - ученик" - смотреть

    База наставников в 2023 - 2024 учебном  году по форме "Учитель - ученик" (реализуется посредством подготовки учащихся к защите индивидуального итогового проекта) - Приказ "Об утверждении руководителей проектов и тематики индивидуальных проектов обучающихся 9-х классов"Приказ "Об утверждении руководителей проектов и тематики индивидуальных проектов обучающихся 10-х классов"

    База наставляемых в гимназии в 2023 - 2024 учебном году

    На 01.10.2023 года в МБОУ "Гимназия №25" г. Курска - наставляемых: 187 чел., из них 163 чел. (обучающиеся 4 - 11 классов), 9 чел. – учителей - молодых специалистов  и 15 чел. специалисты со стажем.

    База наставляемых в 2023 - 2024 учебном году по форме "Ученик - ученик" - смотреть

    База наставляемых в 2023 - 2024 учебном году по форме "Учитель - учитель" - смотреть

    База наставляемых в 2023 - 2024 учебном году по форме "Студент - ученик" - смотреть

    База наставляемых в 2023 - 2024 учебном году по форме "Учитель - ученик" (реализуется посредством подготовки учащихся к защите индивидуального итогового проекта) - Приказ "Об утверждении руководителей проектов и тематики индивидуальных проектов обучающихся 9-х классов", Приказ "Об утверждении руководителей проектов и тематики индивидуальных проектов обучающихся 10-х классов"

    База лучших практик наставничества в гимназии

    Аналитический отчет о внедрении Целевой модели наставничества в МБОУ «Гимназия №25» в 2021-2022 учебном году - .pdf

    Практики наставничества:

    - «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учителей в инновационной образовательной среде» (учитель-учитель) - .pdf

    - "Проектируем вместе" (ученик-ученик) - .pdf

    - «Первые шаги на пути к успеху» (учитель - учитель) - .pdf

    - "Успевай-ка" (ученик-ученик) - .pdf

    - «Юнармейское братство» (ученик-ученик) - .pdf

    - «Семейный диалог» (студент - работодатель) - .pdf

    - "Паритетное взаимодействие" (учитель - учитель) - .pdf

    - Программа работы с одаренным обучающимся "Олимпус" (учитель - ученик) - .pdf 

    - "Лидер-тихоня" (ученик - ученик) - .pdf 

    - "Дети учат детей" (ученик - ученик) - .pdf

    - "Учусь читать грамотно" (учитель - учитель) - .pdf

    - "Школа молодого учителя" (учитель-учитель) -.pdf

    1. В гимназии с 2020 года создана Студия «Наука и Технология Гимназии». Научная студия функционирует на базе проектной площадки «Сириус. Уроки настоящего», которая уже не первый год предлагает школьникам поучаствовать в своей программе.

    Проект «Уроки настоящего» направлен на организацию сотрудничества, а также совместную проектную и исследовательскую деятельность школьников и научных лидеров страны.

    Студийцы будут благодарны, если вы поддержите их сообщество и примете участие в опросе, который определяет автора самого лучшего поста. (Работа, которую выполнили наши участники, является первым заданием от центра «Сириус»)

    Вся информация в сообществе Студии "Наука и Технологии Гимназии"

                                   

    2. C  1995 года в гимназии работает Школа молодого учителя - это своего рода методическое объединение молодых учителей. Целью его работы стало профессиональное сопровождение педагогов, создание широкого поля образовательных возможностей для преодоления профессиональных затруднений, возникающих у учителей в ежедневной практике. Оно в отличие от наставничества ШМУ позволяет:

    - расширить круг форм повышения квалификации за счет таких мероприятий, как круглые столы, семинары, читательские конференции, тренинги, имитационные игры и др.;
    - привлечь опытных учителей ОУ не только к индивидуальному, но и к групповому наставничеству, что, в свою очередь, позволяет молодым учителям ознакомиться с опытом большего количества педагогов-мастеров;
    - организовать профессиональное взаимодействие внутри объединения с целью обмена опытом (в том числе через взаимопосещение уроков), совместной разработки инновационных проектов, соруководства учебно-исследовательской деятельностью школьников.

    В рамках работы Школы творчества молодых педагогов 1 раз в месяц проводятся по наиболее актуальным темам современного образования различные занятия, семинары, психологические практикумы, мастер - классы. Молодые учителя посещают уроки коллег, учителей гимназии, тем самым формируя личную профессиональную компетентность.
    Ежегодно в рамках работы Школы молодого учителя проводятся: семинары-практикуму , обучающие тренинги «Требования к современному уроку», школьный конкурс профессионального мастерства. Педагогом-психологом проводится коррекционно - развивающие занятия. 

    Используя в своей практике такой опыт работы, можно говорить о таких результатах:
    1) организация знакомства молодых учителей с работой всех подразделений и служб гимназии позволила сформировать у педагогов целостную картину деятельности гимназии, определить возможности интеграции в те или иные общешкольные проекты.
                                                                           

    2) открытый диалог с представителями администрации, методической, воспитательной, психологической служб дал возможность озвучить те задачи, которые ставит школа перед молодыми учителями, надежды, которые на них возлагает, а также те проблемы, которые выявляются в процессе профессиональной деятельности этих учителей.

                                                                               

    3) организованное посещение и профессиональный многоплановый анализ открытых уроков ведущих учителей позволили учителям-мастерам продемонстрировать сочетание инновационных и традиционных подходов к организации современного урока и его анализу, а молодым учителям — овладеть навыками анализа урока в единстве его формы и содержания, а также под углом основных требований ФГОС.

                                                                        

    4) организация разнопланового (индивидуального и группового) консультирования молодых педагогов (на основе их профессиональных запросов) руководителем службы научного сопровождения, психологами, логопедами, социальным педагогом дала возможность оперативно снять возникающие в практической деятельности затруднения или составить программу преодоления этих затруднений совместными усилиями молодого учителя и опытного специалиста ОУ.

                                                                     

    5) организация командного взаимодействия молодых специалистов в процессе решения возникающих в практической деятельности проблем, взаимопомощь и обмен опытом мотивировали их на создание первых совместных проектов, участие в профессиональных педагогических конкурсах (очных и дистанционных), а также участие в школьном конкурсе «Педагогический дебют».

                                                                                 

    В 2020 - 2022 г.г. молодой специалист Нагаёва Э.С., участник Школы молодого учителя, неоднократно становилась призером и победителем всевозможных конкурсов:финалист регионального конкурса профессионального мастерства «Педагогический дебют»; участник регионального конкурса профессионального мастерства «Воспитать человека»; призер 2 степени конкурса «Педагогический  проект по духовно – нравственному, гражданско – патриотическому становлению учащихся» Межрегиональной открытой научно – практической конференции «Куряне – подвижники  Святаго Духа»; призер областного конкурса «Мастерская слова: зёрна добра и красоты», посвящённого памяти Ю. Н. Асмолова; победитель областного конкурса «Родное слово в цифровом пространстве»; призер региональных Асмоловских чтений «Вновь - соловьем - вернусь».

                                                                      

    3. С 8 по 12 ноября 2021 года в Курской области проходил VII Открытый Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia.
    В компетенции «Преподавание в младших классах» нашу гимназию представляла  Агаркова Ольга Геннадьевна, учитель начальных классов, в категории «Навыки мудрых» (наставник - Меркулова Ольга Геннадьева) - подробнее
     
    4. Взаимодействие "Ученик - ученик"

                                                       

                                                      

                                                           

                                                                 

                                                          

                                                           

                                                                 

                                                                         

                                                       

                                                           

                                                                   

                                                               

                                                                 

                                                                 

    Мероприятия по итогам реализации программ наставничества

                                                  

    27 апреля 2023 года состоялось итоговое заседание МО наставников «Ярмарка наставнических практик». На заседании были подведены итоги работы методического объединения за 2022 - 2023 учебный год.

                     

                                               

     

                          

    3 марта 2023 года состоялся Финал регионального конкурса «Я – наставник». Финалисты соревновались в двух испытаниях: публичной защите практики наставничества и решении открытого практического вопроса по теме «наставник - наставляемый».

    Региональный конкурс лучших практик наставничества «Я – наставник» проходил в Курской области с 13 февраля по 3 марта 2023 года. Он связан с реализацией в образовательных организациях региона целевой модели наставничества в рамках национального проекта "Образование".

    Конкурс привлёк внимание широкой общественности к развитию системы наставничества в сфере образования как одной из эффективных форм социальных связей и продемонстрировал успешные практики образовательных организаций по реализации различных форм наставничества. Кроме того, конкурс объединил в профессиональном соперничестве 48 педагогов и стал площадкой для самовыражения творческой и профессиональной индивидуальности, реализации личностного потенциала и развития мастерства педагогических работников образовательных организаций в наставнической деятельности. Всё это способствует развитию кадровых условий для качественного образования.

    Наше образовательное учреждение представлял учитель русского языка и литературы Булгакова Надежда Ивановна. Конкурс проходил в смешанном формате, включающем заочное (отборочный этап и полуфинал) и очное (финал) проведение конкурсных испытаний. Жюри, рассмотрев все предоставленные материалы, определило 15 полуфиналистов, исходя из общего количества набранных баллов по заранее известным критериям. Полуфиналисты предоставили на очередной этап конкурса видеоролик «Я - наставник», отражающий объективные и достоверные сведения о совокупности профессиональных взглядов и позиций конкурсанта, процессе и результатах реализации наставнической деятельности участника, результатах наставнической практики; видеоряд о реализации наставнической деятельности, реализации программы наставничества, об авторской практике участника в рамках реализации программы наставничества. 9 участников стали финалистами конкурса. Они представили лучшие практики наставничества в 3 номинациях. Соперниками в номинации «Ориентир» (наставничество для обучающихся) на финальном этапе регионального конкурса «Я - наставник» явились:

    Баландина Ольга Викторовна, преподаватель Областного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Курский государственный техникум технологий и сервиса»;

    Масленникова Ольга Викторовна, учитель Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Гирьянская средняя общеобразовательная школа» Беловского района;

    Булгакова Надежда Ивановна, учитель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №25» города Курска.

                                     

    20 января 2023 года обучающиеся 10 - 11-х классов из состава наставников гимназии Заволокин Иван, Акульшина Елизавета, Мартынов Борис и Старовойтова Дарья вместе с руководителем методического объединения педагогов-наставников Новиковой Е.И. приняли участие в мероприятии в формате форсайт-сессии «Образ учителя как образ наставника в экосистеме современной школы», посвящённом открытию «Года педагога и наставника».

                                        

    10 ноября 2022 года в гимназии № 25 состоялся семинар руководителей школ города «Система наставничества как инструмент повышения качества образования и механизм адаптации молодых педагогов».

    Приветствуя участников мероприятия, заместитель председателя комитета образования города Дмитрий Иванов отметил значимость наставничества для образовательного процесса. "Наставничество — это не просто передача опыта. Смысл этого понятия сегодня изменился. Потому что опытом работы делятся не только представители старшего поколения, но и начинающие педагоги помогают старшему поколению овладевать современными технологиями", — подчеркнул Дмитрий Вячеславович.

    В ходе работы обсудили основные направления наставничества, ознакомились с инструментами для реализации системы наставничества в школе и лучшими практиками.Участники семинара активно включились в его практическую часть. Для директоров школ организовали нетворкинг «Школьное наставничество», методический конструктор «Педагогический дуэт», кейс-стади «Я в деле». Кроме того, десятиклассница Дарья Старовойтова и семиклассник Негребецкий Дмитрий провели мастер-класс «Дети учат взрослых».

    С 1 по 25 марта 2022 года в рамках национального проекта "Образование" проходил региональный конкурс лучших практик наставничества «Я – наставник».

    Конкурс привлёк внимание широкой общественности к развитию системы наставничества в сфере образования как одной из эффективных форм социальных связей и продемонстрировал успешные практики образовательных организаций по реализации различных форм наставничества. Кроме того, конкурс объединил в профессиональном соперничестве 39 педагогов из 33 образовательных организаций и стал площадкой для самовыражения творческой и профессиональной индивидуальности, реализации личностного потенциала и развития мастерства педагогических работников образовательных организаций в наставнической деятельности. Всё это способствует развитию кадровых условий для качественного образования.

    В мероприятии приняли участие педагогические работники образовательных организаций, осуществляющие наставническую деятельность в образовательных организациях дополнительного, среднего профессионального и общего образования в том числе центра образования «Точка Роста», детских технопарка «Кванториум» на базе общеобразовательной организации, центра цифрового образования детей «IT – куб». Конкурсные номинации: «Наставничество в профессиональном образовании», «Наставничество в общем образовании», «Наставничество в дополнительном образовании», способствовали отражению специфики наставнической деятельности педагогов образовательных организаций среднего профессионального, дошкольного, начального, основного, среднего общего и дополнительного образования.

    Конкурс проходил в смешанном формате, включающем заочное (отборочный этап и полуфинал) и очное (финал) проведение конкурсных испытаний.

    На отборочный этап заявилось 39 участников, которые, кроме заявки,  предоставили на конкурс кейс наставника, демонстрирующий особенности реализуемой педагогическим работником наставнической деятельности, практический опыт по одной их форм наставничества («ученик - ученик»/«студент - студент», «учитель - учитель»/ «педагог - педагог», «студент - ученик», «работодатель - ученик», «работодатель - студент»). Кейс наставника включал паспорт и описание практики по одному из направлений наставнической деятельности, реализуемых в образовательной организации, и приложения, подтверждающие использование методического инструментария, иных материалов, используемых в представленной практике наставничества.

    Жюри, рассмотрев все предоставленные материалы, определило 15 полуфиналистов, исходя из общего количества набранных баллов по заранее известным критериям. Полуфиналисты предоставили на очередной этап конкурса видеоролик «Я - наставник», отражающий объективные и достоверные сведения о совокупности профессиональных взглядов и позиций конкурсанта, процессе и результатах реализации наставнической деятельности участника, результатах наставнической практики; видеоряд о реализации наставнической деятельности, реализации программы наставничества, об авторской практике участника в рамках реализации программы наставничества. 10 участников стали финалистами конкурса. Они представили лучшие практики наставничества в 3 номинациях.

    В номинации «Наставничество в общем образовании» финалистом конкурса стала Манжосова Юлия Юрьевна, учитель географии гимназии. Поздравляем Манжосову Юлию Юрьевну с дипломом 3 степени в региональном конкурсе "Я - наставнк".

    С 13 по 15 февраля делегация Курской области принимала участие в первом всероссийском форуме, направленном на развитие профессиональной среды наставничества «Наставник - 2018», организатора которого выступает Агентство стратегических инициатив.Форум прошел на площадке 75 павильона ВДНХ и объедил несколько тысяч человек, вовлеченных в практики наставничества: действующих наставников на предприятиях, представителей HR-департаментов крупнейших государственных и бизнес-корпораций, органов федеральной и региональной власти, сотрудников некоммерческих организаций и образовательных учреждений.

    Курскую область на Форуме представляли 41 человек, реализующих практики наставничества – это представители органов исполнительной власти, образовательных организаций Курской области, предприятий ООО ОП «Вагонмаш» и АО «Курский электроаппаратный завод», индивидуальные предприниматели, представители общественных организаций.

    В рамках деловой программы Форума обсуждались лучшие практики наставничества в предпринимательстве и промышленном производстве, тема «Как найти наставника. Как стать наставником», наставничество в цифровой экономике, механизмы трансляции опыта наставников, карьерное наставничество, наставничество как драйвер социальных и культурных изменений в обществе, формирование в России сообщества профессиональных наставников, социальная роль и статус наставников в современном обществе, Digital-наставники поколения Z, люди-легенды наставничества.

    В составе делигации Курской области посетила мероприятие зам.директора по УВР Жиленкова Н.Н.

    3 декабря 2021 года в ОГБУ ДПО КИРО состоялся I региональный форум «Наставничество в образовании», на котором были подведены промежуточные итоги работы образовательных организаций по реализации целевой модели наставничества в рамках национального проекта "Образование", представлен передовой опыт и лучшие практики наставничества в образовательных организациях Курской области; намечены перспективы развития  наставничества и совершенствования научно - методического и организационного обеспечения целевой модели наставничества в образовательных организациях; награждены лучшие наставники по итогам работы за прошедший год.

    Жиленкова Н.Н., зам.директора по УВР гимназии, представляла на форуме опыт работы гимназии по теме "Практика реализации целевой модели наставничества в образовательной организации (форма "ученик - ученик")".

    Смотреть трансляцию ОГБУ ДПО КИРО "I региональный форум «Наставничество в образовании»"

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie