В 2021 - 2022 учебном году в гимназии внедряется Целевая модель наставничества. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации лидерского потенциала, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри образовательной организации, формирование устойчивого школьного сообщества и сообщества благодарных выпускников.
Что такое наставничество?
Наставничество – это федеральный проект, в котором подросток может получить поддержку старшего товарища – наставника, который уже имеет определенный опыт и помогает планомерно достигать поставленные цели и формулировать мечты.
Наставничество рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы обучения, поскольку это происходит через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Это всегда работа “в обе стороны”, взаимное обогащение опытом. И наставники, и наставляемые получают возможность открыть новые идеи, получить объективную обратную связь, а также усовершенствовать свои коммуникативные навыки и нетворк.
Кто участвует в проекте?
Участие в проекте предполагает три главных роли: наставник, наставляемый и куратор.
Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. В качестве наставников проекта гимназии отбираются учащиеся 9-11 классов, которые:
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставляемыми могут стать ученики 5 - 9 классов, которые:
- достижения, как в учебной деятельности, так и личного характера;
- имеют свою историю успеха и хотели бы поделиться опытом;
- готовы развиваться, учиться, узнавать новое и делать мир лучше;
- имеют позитивный взгляд на вещь.
А так же наставничество будет полезно тем, кто:
- Нуждается в совете
- Уже имеет хорошие достижения и хочет узнать больше о новой для себя области
- Ищет способ практически реализовать свои знания
- Пытается самостоятельно понять свои склонности и способности
Куратор – педагог гимназии, отвечает за организацию программы наставничества, проводит обучение наставников, организует взаимодействие между наставником и наставляемым.
Как это работает?
Наставничество осуществляется по циклам, продолжительность одного цикла составляет один учебный год и имеет несколько этапов: отбор наставников и наставляемых, обучение наставников, формирование наставнических пар, работа наставников с наставляемыми, рефлексия и подведение итогов.
2021/2022 учебный год является первой фазой запуска проекта в гимназии. В качестве наставников будут отбираться обучающиеся 9 - 11 классов. После прохождения обучения (тренинговые встречи под руководством куратора проекта), каждый из старшеклассников, участвующий в программе, получит пошаговые инструкции для взаимодействия с наставляемыми. Кроме того, ему будет предоставлен наставник из числа педагогов гимназии, который будет оказывать ему помощь и поддержку.
Наставники получат в пару наставляемых ребят из числа учеников 5 - 9 классов, которые нуждаются в дополнительной поддержке, и в рамках периодических встреч поделятся своим опытом и механизмами решения поставленных задач.
Что дает участие в проекте?
Как наставники, так и наставляемые получает целый ряд преимуществ:
Во - первых, это доступ к практикам развития навыков, важных не только в рамках обучения в школе, но и в дальнейшей жизни:
Во - вторых, это новый формат взаимодействия с товарищами внутри гимназии, приобщение к всероссийскому сообществу мотивированной активной молодежи, пополнение портфолио, доступ к участию в выездных лидерских программах на уровне региона и страны.
В – третьих, это новый взгляд на свои сильные стороны, поддержка и помощь в существующих вопросах, толчок для самореализации, достижения своих целей и желаний. Участие в проекте помогает: научиться смотреть на проблемы под разным углом, находить нестандартные способы решения задач, развивать способности к импровизации и нестандартному мышлению, укрепить свою индивидуальность и уверенность в себе.
Критерии оценки всех субъектов наставнической деятельности
1. В части оценки наставнической программы в МБОУ "Гимназия №25" критериями являются:
- соответствие условий организации наставнической деятельности требованиям модели и программ, по которым она осуществляется;
- оценка соответствия организации наставнической деятельности принципам, заложенным в модели и программах;
- соответствие наставнической деятельности современным подходам и технологиям;
- наличие соответствующего психологического климата в гимназии;
- логичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия;
- положительная динамика в поступлении запросов участников на продолжение работы.
2. В части определения эффективности всех участников наставнической деятельности в МБОУ "Гимназия №25":
- степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности;
- уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия в наставнической деятельности;
- заинтересованность и включенность родителей или лиц их замещающих;
- уровень удовлетворенности родителей или лиц их замещающих наставнической деятельностью и успехами их ребенка.
3. Относительно изменений в личности наставляемого-участника программы наставничества в МБОУ "Гимназия №25" критериями динамики развития наставляемых выступают:
- улучшение и позитивная динамика образовательных результатов, изменение ценностных ориентаций участников в сторону социально-значимых;
- нормализация уровня тревожности; оптимизация процессов общения, снижение уровня агрессивности;
- повышение уровня самооценки наставляемого;
- повышение уровня позитивного отношения к учебе;
- активность и заинтересованность наставляемых в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;
- повышение уровня осведомленности о различных профессиях, выбор направления профессиональной деятельности;
- степень применения наставляемыми полученных от наставника знаний, умений и опыта в повседневной жизни, активная гражданская позиция.